Двухрядные сферические роликоподшипники с цилиндрическим и коническим отверстием
Благодаря сферической форме дорожки качения в наружном кольце эти подшипники нечувствительны к перекосам вала относительно корпуса подшипника, а также в них равномерно распределяется нагрузка на тела качения даже при отклонениях или изгибах вала.
Уникальные технические характеристики сферических роликоподшипников обеспечивают:
- низкую рабочую температуру и более высокую частоту вращения;
- восприятие более высоких осевых нагрузок;
- восприятие более высоких комбинированных нагрузок;
- более длительный срок службы.
Особенности конструкции
Основные размеры
Основные размеры двухрядных сферических роликоподшипников, указанные в таблицах размеров, соответствуют международным стандартам ISO 15 (STN 02 4629).
Конструкция
Внутренняя конструкция двухрядных сферических роликоподшипников предполагает наличие двух рядов симметричных роликов с общей дорожкой качения и сепаратор, который может иметь различную модификацию. Конструкция с разъемным штампованным стальным сепаратором, направляющим кольцом, центрируемым по внутреннему кольцу, обозначается “E…J”. Подшипник с цельным латунным сепаратором, центрированным по внутреннему кольцу, обозначается буквой “M”, а с разъемным латунным сепаратором – “MB”.
Допуски
В стандартном варианте двухрядные сферические роликоподшипники и упорные сферические роликоподшипники производятся с нормальным классом точности Р0. Изготовление подшипников с более высоким классом точности возможно, и должно согласовываться с производителем заранее. Величины допусков соответствуют стандарту ISO 492.
Радиальный зазор
В стандартном исполнении двухрядные сферические роликоподшипники имеют нормальный радиальный зазор, который при маркировке не обозначается. Для определенных условий применения могут изготавливаться подшипники с радиальным зазором С2 (меньше, чем нормальный) или зазором С3, С4, С5 (больше, чем нормальный).
Канавки и отверстия для смазки в наружном кольце
Для обеспечения надлежащего смазывания и высокой степени надежности подшипников при эксплуатации, двухрядные сферические роликоподшипники имеют в наружном кольце канавку и три отверстия для смазки (W33).
Внутреннее отверстие
Двухрядные сферические роликоподшипники изготавливаются с цилиндрическим или коническим отверстием (К), конусность 1:12 или 1:30. Подшипники с коническим отверстием устанавливаются на коническую шейку вала или на цилиндрическую поверхность вала, но при помощи закрепительной или стяжной втулки в соответствии с ISO 2982-1,2.
Стабилизация размеров для применения в условиях высоких температур
Для применения в условиях рабочих температур, превышающих 120°С, используются двухрядные сферические роликоподшипники, прошедшие стабилизацию размеров, и способные работать при температуре от 150°С до 400°С (S0, S1, S2, S3, S4, S5), в соответствии со стандартом ISO 2982-1,2. Поставку таких подшипников необходимо согласовывать заранее.
Перекос
Двухрядные сферические роликоподшипники могут выдерживать перекос колец и функционировать при этом надлежащим образом.
Допустимый перекос | Тип подшипника |
---|---|
1°30´ | 222XX, 230XX, 231XX,233XX,239XX |
2° | 223XX, 240XX |
2°30´ | 232XX, 241XX |
Осевая грузоподъемность подшипников, установленных с закрепительной втулкой
При монтаже двухрядных сферических роликоподшипников на вал при помощи закрепительной втулки величина осевой грузоподъемности подшипника определяется по моменту трения между валом и закрепительной втулкой. При условии правильного монтажа подшипников предельно допустимую осевую нагрузку можно рассчитать по формуле:
Fap = 3.B.d
Fap – максимально допустимая осевая нагрузка (Н)
B – ширина подшипника (мм)
D – диаметр отверстия подшипника (мм)
Эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник
Если на подшипник одновременно воздействует радиальная и осевая нагрузка, радиальная динамическая нагрузка рассчитывается следующим образом:
Pr = Fr + Y1.Fa для Fa/Fr ≤ e
Pr = 0,67.Fr + Y2.Fa для Fa/Fr > e
Pr – эквивалентная динамическая нагрузка [Н] Fr – радиальная нагрузка [Н] Fa – осевая нагрузка [Н] e,Y1,Y2 – см. в таблице
Эквивалентная статическая нагрузка на подшипник
Эквивалентная статическая нагрузка рассчитывается следующим образом:
Por = Fr + Y3.Fa
Por – эквивалентная статическая нагрузка [Н] Fr – радиальная нагрузка [Н] Fa – осевая нагрузка [Н] Y3 – см. в таблице
Предельная частота вращения
Предельная частота вращения, указанная в данном каталоге, представляет собой максимальное количество оборотов, приемлемое для удовлетворительной и безопасной работы подшипника в определенных условиях. При этом должны соблюдаться следующие условия:
- нагрузка на подшипник соответствует сроку службы L10h =~ 100 000 часов,
- осевая сила Fa, действующая на радиальный сферический роликоподшипник составляет макс. 25% от радиальной силы Fr,
- подшипники были изготовлены по нормальному классу точности и с нормальным радиальным зазором,
- предельная частота вращения при смазке маслом применима к смазыванию в масляной ванне.
Обозначение
Обозначения базовых конструкций подшипников указаны в таблицах размеров. Модификации базовых конструкций обозначаются при помощи дополнительных символов, в соответствии со стандартами STN 02 4608. Значения символов, используемых для обозначения двухрядных сферических роликоподшипников, указаны в следующей таблице.
Символ | Пример | Значение |
---|---|---|
K | 22208EKW33J | Коническое отверстие, конусность 1:12 |
W33 | 22311EW33J | Канавки и отверстия для смазки в наружном кольце |
J | 22215EW33J | Штампованный стальной сепаратор, центрированный по телам качения |
M | 22218W33M | Цельный латунный сепаратор, центрированный по телам качения |
E | 22319EW33J | Подшипник с увеличенной грузоподъемностью |
P6 | 22214EW33J P6 | Более высокий класс точности |
C2 | 22309EW33J C2 | Радиальный зазор меньше, чем нормальный (нормальный зазор не указывается) |
C4 | 22326KW33M C4 | Радиальный зазор больше, чем нормальный |
S2 | 22308W33M C5S2 | Температурная стабилизация обоих колец для эксплуатации подшипника при температуре до 250°С |